elena_pim (elena_pim) wrote,
elena_pim
elena_pim

Categories:

История Богов, ч.1

Два года назад все СМИ Санкт-Петербурга наперебой сообщали о предновогоднем подарке петербуржцам, сделанном Росбанком: о реставрации здания первого общества взаимного кредита на канале Грибоедова,13. Здание было построено в 1890-м году, архитектор П.Ю.Сюзор.

Получилась вот такая "картинка":



Меня в этой истории заинтересовала скульптурная композиция "Ника", что находится на самом верху здания, перед куполом, т.к. она показалась мне очень знакомой, о чём уточню немного позже.



О состоянии «Ники» на момент начала работ сказано следующее(с сайта Росбанк журнал):

«К этому времени скульптуры, как и все здание в целом, пришли в плачевное состояние. Были серьезно повреждены крылья терракотовой скульптуры Ники. Вся композиция на аттике была расколота на множество частей, некоторые фрагменты были утрачены, крепеж поврежден, арматура проржавела. Все сохранившиеся и подлежавшие восстановлению элементы скульптурной композиции «Ника» реставраторы в 2000 году с большой осторожностью демонтировали и перевезли в запасники Государственного Эрмитажа, где их отреставрировали, а утраченные элементы воссоздали. При изготовлении лепнины придерживались как традиций, по которым работали мастера XIX и начала XX века, так и самых современных технологий и собственных разработок.»

Ситуацию я поняла так:
На крыше лежала просто груда обломков. При этом, очевидно, подробного изображения скульптуры у реставраторов не было, но было описание, какие персонажи её составляют.

Воссозданная композиция выглядит следующим образом: в центре - Богиня Победы Ника, по правую руку от неё – Бог Морей Нептун, по левую - Меркурий.



Я решила попытаться, насколько это возможно, сравнить получившуюся скульптуру с первоначальной и, порывшись в Интернете, не нашла ничего лучшего, чем 2 нижеследующих первоисточника.

Старая дореволюционная фотография здания (к сожалению небольшого размера):


и гравюра, что висела рядом с кабинетом управляющего (её можно увидеть в большем разрешении, кликнув на фото):


Качество неважное, но некоторые несоответствия бросаются в глаза при сравнении даже с этими нечёткими изображениями.

НЕСООТВЕТСТВИЯ.


1. Крылья Ники.
Неплохо видно, что у Богини Победы Ники различные форма и размах крыльев: на старых фото они более выпрямлены и раскинуты под некоторым тупым углом, тогда как на новой скульптуре сами крылья изогнуты почти под прямым углом и между собой составляют развернутый угол, немного напоминая крылья орла с эмблемы Третьего Рейха.



2. Нике нужен кадуцей! И венок...
На гравюре видим, что Ника держит не просто скипетр, как в восстановленном ансамбле, а жезл с крыльями - кадуцей. Рядом - фото кадуцея, приблизительно похожего по конфигурации.



На восстановленной скульптуре кадуцей отдан Меркурию.
Меркурий:


Очевидно, реставраторов ввело в заблуждение стереотипное мнение, что кадуцей – это атрибут Меркурия (как Бога Торговли и Финансов). На определенном этапе торгово-денежные люди сделали этот жезл своим символом, а полномочия греческого Гермеса при перевоплощении в римского Меркурия сузились до функций божества при товаро-денежных отношениях.
Но в мифологии у кадуцея и другой смысл: он является атрибутом посланника Богов (кстати, посланником же являлся и этот пройдоха Гермес, и первоначально с кадуцеем он являлся именно как вестник, а не как финансист). В качестве посланниц Зевса или Афины с кадуцеем могут появляться и Богиня Радуги Ирида, и Богиня Победы Ника... Так что ничего удивительного нет, что жезл держит именно она, а не Меркурий, хотя он и сидит тут в своей "родной" обители, при финансовом учреждении.

Ну и раз уж Ника предстает с кадуцеем, то есть, как вестница Победы, обязательно должен присутствовать лавровый венок, который она возложит на голову победителю. Вполне естественно предположить, что венок должен быть в руке, протянутой в сторону Меркурия. На гравюре, хотя и нечетко, но что-то подобное можно рассмотреть. Но возможно это всего лишь игра моего воображения...

3. Положение фигур.
На старинном фото, к сожалению, практически невозможно различить положение Меркурия, но его отстраненность в получившейся сценке сеет сомнение: так ли он сидел до того, как был разрушен временем?.. Зато худо-бедно видно, что на старой скульптуре поза у Нептуна иная, и, кажется, он даже протягивает руку в сторону Ники, а воссозданный морской Бог, как и новый Меркурий, смотрит в сторону, повернувшись спиной к Богине.

Нептун:


Т.е. вся композиция получилась разрозненная, не объединенная сюжетной идеей, отстраненная...

Кстати, что это у Нептуна в руках? Может, деталь от паровоза? Тогда срочно отдать это Меркурию! Шучу, конечно, но в каждой шутке......


4. Немного о названии.
Возникла некоторая путаница и с названием учреждения. На фасаде сохранилась надпись «Первое ОБЩЕСТВО ВЗАИМНАГО КРЕДИТА». Но вот вопрос: когда она там появилась? Ведь первое общество взаимного кредита, для которого строилось здание, называлось «Санкт-Петербургское общество взаимного кредита». Да, оно было первым учреждением подобного рода в России, но на фасаде-то должна писаться не характеристика, а именно название. Если присмотреться внимательно (и даже пристально, учитывая "чёткость" изображений) к старым источникам, то мы и увидим надпись: «СПб ОБЩЕСТВО ВЗАИМНАГО КРЕДИТА».


Новое:


Тогда откуда взялось "Первое..."? Объясняется всё просто: в этом здании располагалась организация и с таким названием, но возникшая уже в советской России во времена НЭПа. И именно её название осталось красоваться на фасаде. Хотя в старой надписи скорее всего было исправлено только "СПб" на слово "Первое", а остальное трогать не стали и оставили, как было.
Со старым обществом ВК это учреждение роднит только помещение. Поэтому, на мой взгляд, получается довольно странно, когда воссоздаётся история, атмосфера, декор одного учреждения (дореволюционного, основанного Е.И.Ламанским в 1864 году), а название – берётся у другого, образованного уже в советскую эпоху другими людьми и по другим правилам. Сказавши "а", надо говорить и "б" - точнее "СПб", но, впрочем, пусть хозяева сами разбираются, тем более что это уже не просто название.

Росбанк, заселившийся на Грибоедова,13 и провернувший реставрационные работы, объявил себя как бы преемником и уже взял имя «Первое Общество Взаимного Кредита» (а именно: Банк Первое Общество Взаимного Кредита), т.е., как я понимаю, они ассоциируют себя продолжателями советской организации времен НЭПа. Это, конечно, правильнее, чем если бы они объявили свою преемственность у дореволюционного ОВК, но у меня всё же вызывает сомнение правомочность называния банка обществом взаимного кредита. Ведь ОВК создавались как раз в противовес таким вот "росбанкам": чтобы не связываться с их займами под грабительские проценты, предприниматели со взаимной выгодой по определенному уставу одалживались друг у друга, создав для этого общую кассу. Крупные ОВК могли учредить свой банк, но всё же полномочия его значительно отличались от полномочий обычных банков.
По-моему, называть себя обществом взаимного кредита традиционному банку – это всё равно, что волку рядиться в козу. Хотя, я могу и ошибаться в своих оценках - оставим это финансистам.

А МОЖЕТ "НИКА" БЫЛА ТАКАЯ?


А теперь я объясню терпеливым читателям, которые добрались таки аж вот до этого места моих пространных рассуждений, почему "Ника" показалась мне знакомой. На сайте http://www.piter-arch.ru/ мне попался прелюбопытный проектный рисунок фасада здания С-Петербургского ОВК:



На нём мы видим в точности ту скульптурную композицию с Никой, что установлена в Астрахани на здании, принадлежавшем до революции местному обществу взаимного кредита. Теперь это одно из отделений Сбербанка, располагается на ул.Эспланадной.

Полюбуйтесь на астраханскую "Нику":



Для сравнения:





Почему в Астрахани оказалась скульптура с петербургского проекта и такая ли «Ника» была первоначально установлена в Петербурге, не хочу гадать. Но, на мой взгляд, астраханский скульптурный ансамбль имеет большую схожесть с изображенными на старинной питерской фотографии и гравюре, нежели новое изваяние. Но даже если это и так, то вопрос, я думаю, не в нерадивости и некомпетентности реставраторов, а в возможностях реставрации вообще.

Дореволюционная фотография:



Все фотографии "Санкт-Петербургского общества взаимного кредита" взяты из альбома http://fotki.yandex.ru/users/karag-lina/album/103698/ с любезного разрешения автора karag-lina. Заинтересовавшимся рекомендую посетить её альбом.
Tags: Астрахань, Петербург, архитектура, скульптура
Subscribe

  • Скульптура Ника

    Этот post, что называется, из серии "возвращаясь к напечатанному". В начале 2011 года я написала 3 заметочки под названием "История Богов"( Часть 2,…

  • Площадь Ленина - Мансуровский гранит

    Мансуровский карьер, где ведется добыча гранита: Так мансуровский гранит выглядит в готовых творениях на площади Ленина - ну о-очень каменная…

  • Площадь Ленина - чего не хватает.

    Любопытно посмотреть, что же ещё должно было входить в комплекс площади. Для этого обратимся к документам "Архитектурной мастерской - три".…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments