elena_pim (elena_pim) wrote,
elena_pim
elena_pim

Categories:

Кондитерская Шарлау



Из книги А.С.Маркова "Сто лет назад...":

Кариатида ШарлауКариатида Шарлау
12 июля 1901 года в "Астраханском листке" появилось такое размышление редактора:

"Господин Шарлау дом свой окончательно отделал. Дом весьма не дурной, но он производил бы еще лучшее впечатление, если бы не был "украшен" женскими фигурами, производящими весьма неприятное впечатление и свидетельствующими об отсутствии чувства изящного у строителей дома. Скажу даже более - фигуры эти просто неприличны и можно только порадоваться, что они расположены довольно высоко и потому не всякому глазу доступны. Но было бы ещё лучше, если бы они были сняты и заменены другими, по "сюжету" хотя бы точно и такими, но несколько иными по исполнению."

Речь здесь идёт о знаменитой кондитерской Шарлау, и надо сказать несколько слов о столь известной фирме.
Фирма эта существовала в Астрахани с 1887 года. Фирма Шарлау-старшего, а впоследствии его наследника - швейцарского гражданина Владимира Карловича - включала в себя кондитерское заведение и шоколадную фабрику. Одно время они размещались в разных зданиях. Но в конце 19 века Карл Арнольдович решил построить на углу улиц Полицейской и Белгородской капитальный двухэтажный дом, где нижний этаж занимали бы кондитерский магазин, кофейня, а верхний этаж служил бы квартирами для самих владельцев. К западному торцу дома примыкала трехэтажная шоколадная фабрика.



Проект дома осуществлял астраханский архитектор К.К.Домонтович. Но, как видим из газетной заметки, не всем нравилось архитектурное оформление дома. Многих смущали кариатиды - женские фигуры с обнаженными грудями, на которые сейчас никто не обращает внимания. А тогда через газету пришлось объясняться скульптору Пенкину. Дело в том, что Домонтович проектировал общий объем здания, а архитектурные украшения Шарлау поручил знакомому скульптору. 2 августа в "Астраханском листке" появилась статья "По поводу "украшений" на дому Шарлау". В ней говорилось:


"Вчера в редакцию явился скульптор Пенкин и объяснил следующее. Работал он над украшением дома не самостоятельно, а под наблюдением и по указанию самого господина Шарлау и подрядчика его. Когда Пенкин сделал модели фигур и показал их Шарлау, то тот остался ими недоволен, находя, что груди сделаны не так, как следует.
- Мне такой маленький грудь не надо. Это совсем детский грудь. Мне надо большой-большой, - заявил Шарлау-старший.
Пришлось исполнять желание Шарлау. Что касается несуразности гирлянд, то и в этом господин Пенкин, по его словам, не виноват, так как гирлянды эти сделаны по указанию строительного десятника, который забраковал модели Пенкина.
- Как вы находите? Хорошо? - спросил довольный Шарлау.
- Очень и очень гадко, - ответил скульптор. - Я на вашем месте весь бы фасад срубил топором и сделал бы новый".


Такую занимательную историю отыскал астраханский краевед Александр Сергеевич Марков в газетах "Астраханский листок" за июль-август 1901 года и опубликовал её в своей книге "Сто лет назад" (2006 год).

А домик получился совершенно пряничный и кремовый, как и должна выглядеть настоящая кондитерская! И в этом смысле относительно груди господин Шарлау тоже, что называется, "зрит в корень": именно материнская грудь является для всего человечества первой "кондитерской", материнское молоко очень сладкое.

Ещё недавно в здании была кофейня "Шарлау", а теперь, как показывает 2ГИС, ресторан с тем же названием.

Общий вид дома с угла ул.Ленина - ул.Кирова:



Со стороны ул.Кирова:



Со стороны ул.Ленина:




Верх:




Четыре кариатиды с угла здания:




И ещё две - на противоположном конце стены со стороны ул.Ленина:




Вход со стороны ул.Кирова:



Ворота со стороны ул.Ленина:





Tags: архитектура Астрахани, дом с историей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments