elena_pim (elena_pim) wrote,
elena_pim
elena_pim

Categories:

Где в Астрахани жил Борис Кустодиев

"По собственному его признанию, он постоянно "ловит себя" на том, что в своих картинах он всегда выражает те переживания, которые его волновали в детстве"

В.В.Воинов "М.Б.Кустодиев"


Б.Кустодиев-Автопортрет-1899


Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году.

Отец Бориса, Михаил Лукич Кустодиев, происходил родом из Саратовской губернии. В Астрахань он приехал ещё юношей, в 1859-м году, когда его старший брат Степан был назначен по духовному ведомству наставником в Астраханскую семинарию. В неё же из Саратовской семинарии перевёлся доучиваться Михаил - поближе к брату. В 1862-м году как один из лучших учеников он направляется для дальнейшего обучения в Казанскую духовную Академию. Получив степень доктора богословия, Михаил в 1867 году возвращается в Астрахань. Преподаёт здесь логику, словесность, русский язык в духовной семинарии, духовном училище, а позже - ещё и в Мариинской женской гимназии и в реальном училище.

В начале 1870-х он женился на Екатерине Прохоровне Смирновой, дочери протоиерея. Но своим домом в Астрахани молодые не успели обзавестись, так как Михаил Ильич очень рано умер, в октябре 1879 года, оставив свою супругу с 3-мя малолетними детьми на руках да с четвертым на подходе. Борису было тогда всего полтора года.

В общем, в списках астраханских домовладельцев того времени фамилия Кустодиевых отсутствует. Они жили в съёмном жилье. Это-то как раз и затрудняет определение точного адреса их проживания.

Рассмотрим некоторые версии.

1.Дом-музей Бориса Кустодиева


На пересечении улиц Калинина и Свердлова, находится музей Бориса Кустодиева, астраханца по рождению и по духу своих картин.

068-DSC00284.JPG


То, что Борис в детстве не жил в этом доме, очевидно и из его воспоминаний, и из известных фактов. Тем не менее версия, что этот дом является местом его детского проживания, одна из самых распространённых. Скорее всего, причина заблуждения кроется в самом определении "дом-музей", смысл которого и заключается в том, что когда-то это был дом данного человека, а после его сделали музеем. Правильнее будет всё-таки называть просто "Музей Кустодиева", без приставки "дом".

В "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год этот дом является первым на Биржевой улице по чётной стороне и определён как дом "Моисеева каменный":

Таблица домов и улиц г.Астрахани-1884-дом Моисеева


В воспоминаниях же самого Бориса Кустодиева (к примеру, записанных В.В.Воиновым и опубликованных в его монографии "Б.М.Кустодиев" ещё при жизни художника, в 1925 г.) местом проживания называется усадьба купца Догадина.


2. Усадьба Догадиных на Эспланадной улице, д.25


Эта усадьба знаменита в Астрахани ещё и тем, что в ней вырос основатель Астраханской картинной галереи Павел Догадин. Находится она на пересечении улиц Эспланадной и Володарского:



Она также выходила и на параллельную Эспланадной - Большую Демидовскую улицу (сейчас - ул.Свердлова).
Её как место проживания будущего художника указывает Аркадий Кудря, автор книги "Кустодиев" (серия "ЖЗЛ").
Но в этом случае появляется очень много несостыковок и вопросов, и в первую очередь: почему Павел Догадин и Борис Кустодиев, росшие в одной усадьбе, практически ровесники (Догадин старше Кустодиева всего на 2 года), оказались незнакомы? Собирая свою коллекцию картин, Павел Догадин обращается ко многим живописцам, а, например, кустодиевская "Жатва" приобретается для него с выставки, без непосредственной связи с художником? При такой общности интересов они вообще должны бы были состоять в тесной дружбе и переписке.
Почему зарисовки и картины по воспоминаниям Кустодиева относят нас совершенно к другим астраханским местам, а тутошние и не вспоминаются? И ещё целый ряд вопросов.
Да и, в конце концов, снимать флигель в самом центре города - слишком дорогое удовольствие для небогатой семьи.


3.Усадьба Догадиных на ул.Свердлова, 69


Недалеко от дома-музея Кустодиева, на противоположной стороне ул.Свердлова (раньше - ул.Биржевая) находится ещё одна усадьба Догадиных, о чём свидетельствует запись в уже упоминаемой "Таблице домов и улиц города Астрахани" за 1884 год: дом под номером 3, деревянный, сразу за зданием Окружного суда:

Таблица домов и улиц г.Астрахани-1884-дом Догадиных


Так сейчас выглядит усадебный домик, выходящий на улицу (взято из панорамы гугл):



На плане 2ГИС именно эта усадьба отмечена как дом, где провёл своё детство художник. Это место действительно хорошо соответствует его картинам-воспоминаниям.
Взглянем на карту, где отмечены основные ориентиры (дом, мост, пожарная часть с каланчой):



и на картины Кустодиева "Мост"(1918) и "Чаепитие"(1913) - обе писались по воспоминаниям:





И будто даже "Чаепитие" написано почти на месте догадинской усадьбы. "Почти" - потому что на картине ворота усадьбы выходят на каланчу, т.е. на набережную Кутума, а согласно той же "Таблице домов и улиц" выхода на противоположную улицу усадьба не имела - только на Биржевую. Скорее, это как бы вид двора ближайших соседей.

Но есть 2 факта, которые снова порождают вопросы.

Во-первых, усадебка-то здесь совсем тесная, а Борис Михайлович упоминает о том, что в ней были, кроме флигеля и большого хозяйского дома, и конюшня, и сеновал, и каретный сарай, и голубятня... И столы во дворе накрывались для нищих в поминки. И детям было раздолье. Т.е. по всему получается, усадьба должна быть достаточно большой.

Во-вторых, Аркадий Кудря, исследуя жизнь Кустодиева, использовал в том числе записи церковных книг и отмечает, что они жили в приходе церкви Рождества Христова. Там крестили детей, там же отпевали Михаила Лукича... Но христорождественская церковь находилась за Кутумом, а здесь был приход Крестовоздвиженской церкви, что стояла совсем не далеко: там, где сейчас находится скверик со Святым Крестом в честь Кирилла и Мефодия, напротив Благовещенского женского монастыря. В честь неё и название ближайшего моста - Воздвиженский.


4.Усадьба Догадиных на Рождественской площади, д.24


Почему-то не встречала версии, что Кустодиевы жили у Догадиных в Закутумье, в их усадьбе на Рождественской площади (сейчас-площадь К.Маркса).

Снова смотрим "Таблицу домов и улиц..."- "От Поперечно-Кутумовской до Поперечно-Луковской" следует переводить на современный язык как от ул.Мельникова до ул.Победы.:



Обратимся к плану города той поры, составленному дореволюционным астраханским краеведом А.Штылько (план Штылько). Интересующий нас кусочек города:



На мой взгляд, это место более всего соответствует всем известным критериям: здесь приход церкви Рождества Христова, здесь же рядом каланча рождественской пожарной части и Воздвиженский мост, по которому постоянно надо ходить в училище, в семинарию, на занятия к художнику П.Власову и вообще в центр. А также здесь достаточно места и под большую усадьбу, и под детские шалости и развлечения, вспоминаемые художником.
Примечательно, что нумерация домов на пл.К.Маркса, бывшей Рождественской, осталась той же, что в справочнике 1884 года. Но, к великому сожалению, дома на этом месте сожжены (как это водится обычно у астраханцев), и только остался погорелый остаток маленького флигеля дома 24 - как раз догадинского. Может, именно он и служил кровом семье Кустодиевых?.. Вот только из-за образовавшихся вокруг него пустырей непонятно, справа или слева были остальные усадебные постройки, в том числе главный дом.

В старых панорамах Яндекса, за 2011 год, ещё стоит часть строений.
Вот сам флигелёк:



Дома рядом, с левой стороны флигеля - он находится сразу за ними:



Снимок с другой стороны, справа от флигеля:



Вид из космоса (усадьбу приблизительно обвела красным) - остатки погоревших построек:



Вот такая печальная картина... Рассмотреть бывшие здесь усадьбы можем очень и очень приблизительно, да и то только благодаря Яндекс-снимкам.

А это рисунок Кустодиева на тему его детства из монографии В.В.Воинова - мальчишки с крыш своего двора смотрят на пожар, на каланче подняты сигнальные флаги:



Кстати, от этой догадинской усадьбы до каланчи даже немного ближе, чем от усадьбы на Биржевой (Свердлова) улице. Не верите - померьте расстояния по карте.
На приведённом выше рисунке рядом с домами, где сидят мальчишки, со стороны каланчи нарисованы воротца. А с обратной стороны усадьбы, на параллельной улице Пестеля (бывшей Садо-Аптекарской), до сих пор сохранились похожие:



И такие детские развлечения в усадьбе:



Давайте ещё раз посмотрим на старый план:



Где, как не здесь, на пустыре, можно вольготно запускать воздушного змея:



А в ближайшем ильмене удить рыбу и любоваться на окружающиеся сады с поливными чигирями:



Возвращение после рыбалки с братом Михаилом:



А вот и конный базар за церковью - эскиз картины 1917 г. - может, тот, что на плане?



Конный базар на плане Штылько находится за церковью Рождества Христова. В самом конце 19 - начале 20 вв. были частично перестроены и церковь, и колокольня, а в 1911 - заменён купол. Как церковь выглядела до всех этих преобразований, во времена детства Бориса Кустодиева, изображений не сохранилось. Возможно, это её он набросал с левого края картины. К тому же в 1940-х годах храм был передан старообрядцам заместо снесённого старообрядческого на ул.Свердлова и переименован ими в честь Покрова Пресвятой Богородицы (вид в настоящее время). Так что, вроде, и есть та церковь - и нет её уже. А раньше и улица, что вела от храма к Воздвиженскому мосту, называлась Рождественской в садах (теперь - ул.Калинина), а сам храм - Рождества Христова в садах. Когда смотришь на штыльковский план, эти названия очевидны: тут кругом располагались сады.

Для соотнесения с планом Штылько приведём современный план того же района - уже совершенно не в садах:



Ещё немного кустодиевской Астрахани:
Торговля воблой - так, оказывается, её разносили в связках на коромысле:



Торговля арбузами и дынями:



Продавец ковров:

Продавец ковров (Татарин). 1920-из серии Русь.Русские типы-музей-квартира Бродского в С-Петербурге


Базар на Кутуме (открытка издания Кнебеля):



Да и, пожалуй, надо немного сказать о пожарной каланче рождественской пожарной части, что так часто упоминается в нашей истории. Постройки этой части сохранились до сих пор, в том числе и здание, на котором была установлена каланча - только сама деревянная каланча сгорела в 1975 году. Здание, бывшее под каланчой, находится на набережной Кутума на углу с ул.Мельникова:



По своему проекту оно в точности такое, как с частично сохранившейся каланчой за Татар-Базаром у храма Иоанна Златоуста, сравните:



Во дворе рождественской пожарной части сохранилась также сушильная башня (для пожарных рукавов). Среди малоэтажной застройки эта башня хорошо видна с соседних улиц - вот, к примеру, её вид с улицы Нечаева (бывш. Старо-Птичная), т.е. и со стороны догадинской усадьбы:



Общий вид пожарной части с ещё не сгоревшей каланчой (фото с сайта Архив культурного наследия):



Tags: Борис Кустодиев
Subscribe

  • Бегония пятнистая

    Вспоминается в связи с этим цветком старенький анекдот. Приходит мужик на птичий рынок с большущим мишкой на поводке. - Медведя продаёте? - Нет,…

  • Скульптура Ника

    Этот post, что называется, из серии "возвращаясь к напечатанному". В начале 2011 года я написала 3 заметочки под названием "История Богов"( Часть 2,…

  • Площадь Ленина - Мансуровский гранит

    Мансуровский карьер, где ведется добыча гранита: Так мансуровский гранит выглядит в готовых творениях на площади Ленина - ну о-очень каменная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Бегония пятнистая

    Вспоминается в связи с этим цветком старенький анекдот. Приходит мужик на птичий рынок с большущим мишкой на поводке. - Медведя продаёте? - Нет,…

  • Скульптура Ника

    Этот post, что называется, из серии "возвращаясь к напечатанному". В начале 2011 года я написала 3 заметочки под названием "История Богов"( Часть 2,…

  • Площадь Ленина - Мансуровский гранит

    Мансуровский карьер, где ведется добыча гранита: Так мансуровский гранит выглядит в готовых творениях на площади Ленина - ну о-очень каменная…