elena_pim (elena_pim) wrote,
elena_pim
elena_pim

Categories:

Когда колокольни стремятся на восток...

И вот опять попалась интересная фотокарточка Астрахани, которая, кроме массы полезной информации, даёт ещё и много поводов для размышления.
Сделана она со стороны Варвациевского канала (т.е. с южной стороны) - вид на кремлёвский Успенский собор и колокольню - не позднее начала 1890-х.



Странность снимка в том, что изображение на нём "завалено" влево на 2-3 градуса. Подобное вполне нормально для современной съёмки, но мы ведь знаем, с какой тщательностью работали фотографы в то далёкое время: кадр продумывался заранее, скрупулёзно подбиралось место съёмки, строго выставлялся штатив, к фотопластинкам отношение было бережное... И вдруг, такой "косяк"?!
А давайте-ка, друзья мои, восстановим вертикаль этого замечательного астраханского района! И мы увидим то, что скрыл от нас фотограф.


Мы увидим, как колокольня эпохи позднего классицизма, презрев строгую перпендикулярность оси симметрии, "падает" на восток:



Фотограф же установил вертикаль по колокольне, вот поэтому и завалилась вся остальная, попавшая в кадр Астрахань. На мой взгляд, этот снимок нагляднее всех прочих отображает наклон сооружения.

В конце 19 века даже выпускали открытку с изображением этой падающей колокольни, снятой с противоположной, северной, стороны:



Колокольня была возведена в начале 1810-х годов по проекту архитектора Луиджи Руска на средства Ивана Варвация, о чём свидетельствует надпись на 2-х языках, русском и греческом, на закладной каменной плите (можно кликнуть на изображении для увеличения снимка):



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Сооружена сия соборная колокольня каменным зданием при благополучном напутствовании Государя императора и самодержца всея России Александра I по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море, и по благословению преосвященного Елия, Архиепископа Астраханского и Кавказского и кавалера, которым и заложена от сотворения мира 7317, от Рождества же Христова 1809 года, индикта 12, в августе ... числа.


В русской части записи все числа записаны кириллицей (см. Система записи чисел кириллицей), даже цифра в имени царя - Александр I. Кроме того указаны три даты: год от сотворения мира, год от рождества Христова, и год индикта. И это, казалось бы, удивительно, что в начале 19-го века ещё используются все эти датировки, хотя с введения нового календаря Петром I прошло более 100 лет. На нижеследующих снимках записи чисел подчёркнуты красным:





Но вполне объяснимо: запись сделана религиозным ведомством, как раз и привнёсшим такие по форме и содержанию датировки в русскую жизнь. Не пойму только, зачем нашему православному христианству нужны индикты, используемые когда-то в Римской империи, кажется, в системе налогообложения...

А колокольня Луиджи Руска во избежание обрушения была разобрана в 1899-м году. Не пожалели её ещё и потому, что современники посчитали простенькую колокольню, исполненную в строгих традициях классицизма, плохо сочетающейся с барочным Успенским собором кремля. И решили, что не мешало бы на её месте соорудить новую, ярко вписывающуюся в архитектурный ансамбль с собором, что и было сделано незадолго до революции 1917 года епархиальным архитектором Сергеем Ивановичем Карягиным.

Колокольня Луиджи Руска была 2-ой. А построенная в 1710-м году на том же месте строителем Успенского собора Дорофеем Мякишевым первая колокольня также дала крен и разрушилась, простояв что-то около полувека.

Более того, последняя, 3-я колокольня, тоже дала крен в восточную сторону. И, наверное, по сложившейся традиции в 10-х годах нового столетия астраханцы должны бы были опять затевать возведение очередной колокольни. Но на этот раз проблема была замечена вовремя: в 1970-1980 гг. были проведены специальные работы, благодаря чему башню стабилизировали. Крен, конечно, остался, но небольшой, для глаза незаметный: что-то около одной четверти - одной трети градуса.

Вот такие таинственные дела творятся округ Астраханского кремля: Волга от стен его убегает на запад, а колокольни тянутся на восток...

Следующий снимок современной колокольни снят как раз с восточной стороны:



Хорошо видна горка с достаточно быстрым спуском. Возможно, именно она и являлась причиной крена. Заячий бугор, на котором расположен кремль, представляет из себя не слишком-то прочное наносное природное сооружение. При слабом фундаменте и массивном строении почва будет "выдавливаться" из-под здания в сторону склона, а постройка даст осадку и соответствующий крен. Не очень-то просто строить величественные здания на горе из песка и глины. Остаётся только восхищаться усердием и находчивостью мастеров, умеющих в конце концов находить способы решения таких сложных строительных проблем.

Да, а со старой фотографией, с которой начался разговор, мы не прощаемся - правда, встретимся с ней уже совсем по другому поводу: по поводу изображённого на ней дома с колоннами
Tags: архитектура Астрахани, история Астрахани
Subscribe

  • Астрахань 1870-х, часть 3

    Часть 1 Часть 2 Загадочное строение На снимке, который мы рассматривали в 1-ой части, на заднем плане виднеется не слишком крупное здание,…

  • Астрахань 1870-х, часть 2

    Астрахань 1870-х, часть 1 Оказалось, что у фотографии, которую мы исследовали в 1-ой части, есть парная, продолжающая вид в сторону центра города…

  • Астрахань 1870-х, часть 1

    Когда смотришь на эту старую фотографию, с трудом узнаешь Астрахань - такая она здесь простенькая, бедная, без знакомых красивых старинных домов.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments