elena_pim (elena_pim) wrote,
elena_pim
elena_pim

Categories:

О реконструкции площади Ленина - мнение из Петербурга

В дополнение к теме по реконструкции астраханской площади Ленина к 450-летию города интересно почитать статью из петербургской прессы "Как петербургские архитекторы выезжали на гастроли в Астрахань", 22/03/2010 (812'ONLINE).
Привожу ниже всю статью без сокращений.


Иногда петербургские архитекторы отправляются на гастроли - приложить свои умения к другим городам. Но лучше они бы этого не делали. И это только на поверхностный взгляд может показаться, что гастроли петербургских архитекторов В. Спиридонова, Е. Васильковской и др. (архитектурная мастерская «ТРИ») в Астрахани в 2008-2009 гг. не имеют к нам никакого отношения. На самом деле имеют, и самое непосредственное.


Именно эти архитекторы изуродовали площадь Искусств под видом благоустройства к 300-летию СПб, создав в ненормальном количестве ступеньки, поребрики и бордюры и плюс к тому «украсив» площадь четырьмя кладбищенскими символами – косо срезанными ионическими колоннами. В 2009 году эти колонны, наконец, демонтировали – чтобы признать их уродство, о котором неустанно писала пресса, властям понадобилось всего шесть лет.

Наконец, В. Спиридонов, Е. Васильковская и их коллеги собираются реализовывать свой проект реконструкции Б. Конюшенной ул. – естественно, с фонтанами и скульптурами – Пегасами в бронзовых чашах. Так что работа на выезде и ее результаты для нас глубоко интересны.

Все началось с того, что Петербург решил сделать Астрахани подарок к 450-летию в форме реновации их площади Ленина – большого пустого пространства возле стены астраханского кремля (в Астрахани это слово пишут со строчной буквы), посреди которого стоял памятник Ленину. Забегая вперед скажу, что закончилось это вполне предсказуемо – скандалом. Астраханцы не привыкли к тому, к чему приучают нас, – к уродству, поэтому обвинили архитекторов в том, прежде всего, что они подготовили проект, словно бы не зная, что внедрять его будут под стенами любимого астраханцами кремля. Фактически на площади сделали 17 фонтанов с облицованными гранитом ваннами, установили скульптуры. Попадания в стиль не получилось вообще никакого, контекст был проигнорирован полностью. Кстати, официальная газета называла сумму подарка в 300 млн. руб., оппозиционная газета «Житель», которую издает О. Шеин, писала про 1 млрд. руб.

На форуме сайта газеты «Волга» люди писали про «откровенную халтуру, которую астраханцам подсунули ушлые питерцы с благословения их губернатора г-жи Матвиенко… Что должны символизировать эти неряшливые куски бронзы, вызывающие жалостливую брезгливость по отношению к их творцу (или творцам), – непонятно. Как непонятно и другое – кто утверждал проект и как фамилия этого человека, который, без сомнения, должен нести моральную ответственность за такой юбилейный «подарочек» астраханцам? Ведь нам придется жить с этим безобразием как минимум лет эдак пятьдесят – до очередного юбилея, когда, хочется надеяться, отлитые из бронзы креативные выкидыши несостоятельного ваятеля будущие городские власти заменят на что-нибудь более приличествующее центральной площади города. А вот к фонтанам и к тому, как проведена реконструкция, у меня претензий нет. Площадь облагородилась, и гулять по ней было бы даже приятно, если бы не скульптуры. Ей-богу, оставили бы питерцы их себе» (15 июня 2009 г.). «У нас на площади Ленина – две огромные диспропорциональные женщины с Лениным посередине, отощавшие мальчики и никому не понятные чудовища. И еще, почему фонтаны на Набережной работают только в выходные… В общем изуродовали город – слов нет» (26 июня 2009 г.).

В сущности, здесь сделали примерно то же, что у нас на площадях Ленина и Московской – сделали много фонтанов вокруг памятников Ленину, что В. Матвиенко восприняла как фирменный петербургский стиль. И подарила его образец Астрахани. Однако дополнительно площадь наполнили скульптурами Евгения Ротанова и его сына Никиты, которые астраханцы отторгают особенно остро.

Самое любопытное, что Ротанов тут вообще ни при чем – все дело в непрофессионализме архитекторов. Потому что они не просто проигнорировали контекст, но еще и установили рядом скульптуры разной степени условности (фотографии из Астрахани любезно присланы Яной Седовой), образовав эстетический винегрет.

Во-первых, они поставили и посадили ротановских бронзовых мальчиков, знакомых нам по Петербургу – один сидит на Серебряном пруду, другой стоит у моста Белинского. Обнаженные фигуры мальчиков – читающего, рисующего и мечтающего – остро нуждаются в пленэре, их нельзя просто так посадить посреди каменной площади, неслучайно и в Петербурге голый мальчик у моста Белинского смотрится чужеродно. В Астрахани это выглядит еще хуже.

Во-вторых, установлены две большие полуобнаженные женские фигуры, аллегории Невы и Волги, дружбу которых призвана символизировать вся глиптотека. Одна женщина возлежит («Нева»), другая стоит («Волга»), обе с кувшинами. Аллегорические фигуры представляют собой уже другую степень условности, нежели мальчики, с немалой долей гротеска. Кстати, несмотря на то, что они должны символизировать союз двух рек, они разнесены по разным концам вытянутой площади – восточному и западному.

К вопросу об «обнаженке»: в Астрахани очень большой процент мусульман, зачем нужно было оскорблять традиции людей - вообще непонятно. Просто не подумали – это и есть наш новый петербургский стиль.

В-третьих, площадь украшают фантастические гротесковые рыбы, тритоны и морские кони – здесь степень условности наибольшая. Рядом – повторю – стоит Ленин, причем было известно, что сносить или переносить его никто не собирается. Рядом же стена кремля. Получилась нелепая эклектика. Т.е. дело не в непривычке астраханских жителей к условности, дело в отсутствии художественной логики: устраивать фонтанный комплекс под стенами кремля – это непрофессионализм. И всем в Астрахани это понятно, а заезжим мастерам – нет.

Примечателен вывод, сделанный в одной из газет: «Пока положительных высказываний, касающихся реконструкции площади Ленина, от горожан нам слышать не доводилось. Все-таки стоит признаться, что художественное оформление площади Ленина стало очень смелым экспериментом. Но к чему было экспериментировать на единственной городской площади? Было бы их у нас с десяток…»

Петербургские архитекторы привыкли: Петербург велик, сколько ни уродуй, а все не изуродуешь, площадей-то много... А в Астрахани была всего одна (!) площадь, да и то нашим попалась для эксперимента. Пример показателен: петербургские архитекторы уже отвыкли думать о последствиях и просто не в состоянии грамотно, исходя из архитектурного контекста, поставить скульптуры. Или воздержаться от их установки, поскольку не всегда это нужно. Но эта простая мысль не приходит в их головы.

Кстати, в Петербурге аналогичным образом изуродовали посредством установки фонтанов пл.Ленина и Московскую пл. – обе с памятниками Ленину. Уродовать площадь с памятником Ленину – это новый петербургский стиль.


P.S. Пожалуй, можно согласится с автором статьи практически во всём, кроме слов о площади Ленина перед юбилейной переделкой как о "большом пустом пространстве возле стены астраханского кремля".
Tags: площадь Ленина
Subscribe

  • И снова улыбка из Астрахани

    Начало 1. Рыбацкое: 2.Без кота и рыбалка не та! 3. - Девчо-онки-и-и, подождите меня-я! Я тоже хочу покачаться-я! 4.…

  • Улыбка - из Астрахани

    1. Добро пожаловать в Астрахахань! 2. Новые стены астраханского кремля (виды с ближней улицы): 3.- Что делаю, что делаю... Живу…

  • Раскопки

    Огромная толпа вокруг песочницы во дворе дома №13 по улице Красных хирургов. В песочнице работают археологи, аккуратно кисточками расчищая необычные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments